Как обжаловать закупку?
Последнее обновление 2024-02-18
Для того, чтобы получить услуги адвоката по сопровождению и обжалованию тендеров, нажмите выбранный вариант мессенджера или воспользуйтесь номером телефона указанным на сайте.
Условия проведения торгов на приобретение товаров, услуг, работ за счет государственного и местных бюджетов в Украине регулируются Законом №922-VIII «О публичных закупках». Он был принят 25.12.2015 г. на выполнение одного из базовых обязательств Соглашения об ассоциации с ЕС, и с тех пор является главным нормативным актом в данной сфере хозяйственных правоотношений.
Для устранения технических и юридических коллизий, снижения коррупционных рисков и защиты интересов сторон в документ периодически вносятся изменения. В 2020 году правки коснулись процедуры обжалования: были сокращены сроки, упрощен механизм рассмотрения, утвержден актуальный порядок оплаты за подачу жалоб через электронную систему, многие процессы автоматизировались. Благодаря такому подходу значительно уменьшилось количество злоупотреблений, сервис стал более удобным и стабильным как для госструктур, так и для бизнеса.
В настоящее время соблюдение принципов законности, прозрачности, равенства, непредвзятости обеспечивается через мониторинг торгов органами финансового контроля и свободный доступ общественности к информации, опубликованной на портале ProZorro. Решением текущих споров между сторонами занимается Антимонопольный комитет.
Участники могут отстаивать свои права 2 способами:
- Предъявлять требования.
- Подавать жалобы на действия/бездействие заказчиков.
Чтобы добиться желаемого результата, заявителю необходимо правильно оформить документацию и отправить ее в сроки, предусмотренные законом. При отсутствии опыта, а также в сложных ситуациях выполнение этих задач лучше доверить квалифицированным специалистам.
Содержание |
Предъявление требования
Составляя проект договора и текст объявления о предстоящей закупке, уполномоченный сотрудник государственного либо коммунального учреждения, предприятия, организации может не владеть в полной мере сведениями о характеристиках товаров/услуг/работ, допускать ошибки при описании, включать пункты, ведущие к дискриминации участников или ограничению конкуренции. Чтобы устранить подобные недочеты, заинтересованные лица в период уточнения информации вправе открыто обратиться к заказчику через электронную систему (без идентификации личности):
- для получения разъяснений по поводу объявления;
- с требованием устранить нарушение.
Период уточнения для упрощенных закупок должен составлять не менее 3 рабочих дней. В торгах он заканчивается не позже, чем за 10 дней до финальной даты принятия предложений.
Требования, а также просьбы о разъяснении публикуются в системе автоматически. Представитель госучреждения должен рассмотреть их в течение 1 рабочего дня. Каждое внесение поправок в объявление продлевает срок подачи предложений на 2 рабочих дня для упрощенных, и до 7 дней для всех остальных тендеров. Поводом для изменений могут быть:
- замечания участников;
- инициатива самого заказчика;
- предписания контролирующего органа (финансовой инспекции).
Если заказчик не успевает своевременно предоставить разъяснения, течение закупок приостанавливается, а после добавления таковых продлевается на 7 дней.
Изменения к документации отображаются в системе в хронологическом порядке, дополнительно в ProZorro должны быть добавлены файлы со сравнительным анализом нормативных положений.
В случае отклонения тендерного предложения участнику не позже следующего дня направляется соответствующее уведомление. После этого он может потребовать от заказчика объяснений по поводу того, что именно в его заявке не отвечало условиям и требованиям к товару/услуге. На такой вопрос автор публикации должен ответить в течение 3 дней, используя для общения электронную систему закупок.
Надлежащими основаниями для отказа являются:
- несоответствие предложения условиям, несоблюдение требований к предмету закупки;
- отсутствие обязательного обеспечения предложения, если оно было предусмотрено;
- нежелание победителя подписывать договор по итогам тендера;
- отказ данного участника от заключения сделки с этим заказчиком более 2 раз в течение одного года, предшествующего дню публикации объявления об упрощенном конкурсе.
Если же в условиях прописаны незаконные требования, которые заказчик отказывается менять, нарушается свобода конкуренции, произошло необоснованное отклонение предложения или возникла другая проблема, защитить права можно, обратившись в уполномоченный орган по решению споров.
Подача жалобы
Порядок обжалования процедурных нарушений и результатов государственных торгов регулируется ст.18 Закона. В соответствии с этой нормой, обязанность по рассмотрению жалоб о несоблюдении законодательства в сфере публичных закупок возлагается на административную коллегию Антимонопольного комитета Украины. Эта коллегия состоит из 3 государственных уполномоченных, включая председателя, а ее решения принимаются от имени АМКУ.
Субъектами обжалования до момента раскрытия предложений могут быть все заинтересованные пользователи системы ProZorro, после – только конкурсанты оспариваемого тендера.
Жалоба и прилагаемые к ней материалы подаются в электронной форме через ту же авторизированную площадку, которая использовалась для участия в закупке. В ней должны содержаться такие сведения:
- наименование, местонахождение заказчика и физического либо юридического лица, несогласного с условиями/отказом/результатами;
- причины обжалования, ссылки на нарушения процедур и неправомерные решения, описание фактических обстоятельств, подтверждающие материалы (копии сообщений, скриншоты, текстовые и графические файлы);
- указание, какие именно права и охраняемые законом интересы заявителя были нарушены, какие решения, действия или бездействие со стороны заказчика, его представителей, других хозяйствующих субъектов противоречат действующему законодательству (стоит перечислить пункты, статьи нормативных актов, касающихся данного дела);
- требования субъекта обжалования, основания для их удовлетворения.
Плата за подачу жалобы взымается с заявителя в момент ее добавления в систему, и до принятия решения хранится на специальном счету администратора. Если по итогам рассмотрения спора заявитель окажется прав, сумма возвращается ему. В случае отказа удовлетворить жалобу, а также при ее несоответствии действующим нормам, деньги зачисляются в бюджет (п.12 Порядка). Расчеты проводятся с помощью электронных сервисов государственного банка или по безналичному переводу.
Сумма пошлины зависит от ожидаемой стоимости предмета закупки или его части (лота), а в отдельных случаях является фиксированной. Согласно с Постановлением Кабинета Министров Украины №292 от 22.04.2020г., эта плата составляет 0,3% планируемой цены, но не менее 2 000 и не более 85 000 грн. После перевода средств на счет администратора по жалобе мгновенно заводится регистрационная карта с датой, временем, идентификационным номером, реквизитами закупки. Все это автоматически публикуется в системе прозрачных закупок, одновременно отправляется другой стороне и в административную коллегию АМКУ.
Что делать заказчику?
В момент регистрации жалобы в системе ProZorro и до принятия по ней решения конкурсный процесс приостанавливается, и заказчику запрещено совершать какие-либо действия – нельзя принимать или отклонять предложения, выбирать победителей, заключать договора, отменять закупку или переговорную процедуру, признавать тендер несостоявшимся, формировать отчет.
Единственное, что можно сделать – это принять меры по устранению нарушений, указанных в жалобе, в течение 1 рабочего дня сообщить об этом в АМКУ и разместить в системе электронное подтверждение. В результате коллегия примет решение прекратить рассмотрение жалобы, а процедура закупки будет разблокирована.
Сроки обжалования тендера
В соответствии с ч.8 ст.18 Закона «О публичных закупках», временные рамки подачи жалоб составляют:
- на тендерную документацию, решения, действия/бездействия – от даты публикации объявления до 4 дня перед окончанием подачи предложений;
- по результатам оценки предложений – в течение 10 дней с момента, когда субъект узнал о нарушении своих прав, но до заключения сделки между заказчиком и победителем;
- по протоколу рассмотрения предложений на объявление в международном формате (в евро, на английском языке) – на протяжении 5 дней от даты публикации этого протокола.
Не позже 3 рабочих дней от автоматической публикации регистрационной карты в системе административная коллегия АМКУ принимает решение о принятии жалобы к рассмотрению, оставлению ее без рассмотрения или прекращению дела. Заказчику и заявителю по этому поводу отправляются электронные оповещения.
Срок рассмотрения составляет 10 рабочих дней с момента принятия, но по мотивированному решению уполномоченного органа он может быть продлен до 20 дней.
Рассмотрение проходит гласно на открытом заседании коллегии, при необходимости – с привлечением экспертов и специалистов. Заявитель, заказчик, их законные представители могут присутствовать при этом лично, или принимать участие в интерактивном режиме (телефон, видеосвязь). Также разрешается вести запись происходящего. Резолютивная часть решения АМКУ объявляется публично, а полный текст размещается в системе. Оно вступает в силу в момент провозглашения и является обязательным для всех участников.
Решение АМКУ по тендерным закупкам может быть обжаловано в окружном административном суде города Киев в течение 30 дней после его принятия, либо должно быть выполнено в тот же срок.