КОММУНАЛЬНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА
Последнее обновление 2024-02-18
Государство фактически перевела расходы на содержание возведенных в советское время домов на плечи ихних жителей.
Верховная Рада Украины приняла закон под регистрационным №1565 “Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме”. Спикер парламента Владимир Гройсман подчеркнул, что “это еще один реформаторский закон, который полностью разрушит монополию ЖЭКов”, однако на самом деле в этот закон, который подписал президент Порошенко, очень много вопросов.
Если раньше содержанием и ремонтом имели право заниматься только юридические лица, такие как объединение совладельцев многоквартирного дома (ОСМД), и знаменитые ЖЭКи, то теперь такое право будут иметь и физические лица – предприниматели.
По закону, все владельцы квартир многоэтажек и нежилых помещений – совладельцы дома (его помещений, технических сетей и оборудования) получают в качестве общего имущества права на земельный участка, на котором он расположен.
Все совладельцы многоэтажек должны будут определиться с формой управления этими домами.
Закон предоставляет две возможные формы управления многоквартирным домом:
– через ОСМД (объединения совладельцев многоквартирного дома);
– через управляющего (это физическое лицо-предприниматель или юридическое, которая должна подписать соглашение с жителями об обеспечении содержание и ремонт общего имущества).
Фактически закон обязывает жителей многоквартирных домов выбрать одну из двух предложенных форм. В том случае, если они по каким-то причинам не захотят или не смогут этого сделать, местные власти назначит управляющего сама.
Если жители со временем все же захотят заниматься содержанием своего имущества, они имеют право отказаться от услуг назначенного управляющего. Хотя схемы, как это сделать, нардепы не прописали, как, собственно, и прав, обязанностей и ответственности управляющего перед жителями. При отказе от услуг необходимо учитывать условия договора на содержание, там могут содержаться пункты о сроке действия договора о содержании., И основания для его расторжения. В том случае, если совладельцам удастся расторгнуть договор на содержание, порядок создания собственного ОСМД или наем другого управляющего ничем не отличается от общего порядка, то есть создание собственного ОСМД или наем стороннего управляющего.
По закону, управляющий будет действовать от имени всех совладельцев, и ему фактически делегируются неограниченные полномочия при заключении договоров.
Трудно представить, как рядовой управляющий дома без необходимого опыта сможет договариваться о тарифах с энергокомпаниями, разбираться с обслуживанием лифтов, самостоятельно ремонтировать сантехническое оборудование, выполнять любые электротехнические работы.
Тарифы на обслуживание в домах, предназначенных местными властями управляющими планируется регулировать в соответствии с методиками утвержденных государством. Пока нет возможности определить, кто сможет предоставлять более качественные и доступные услуги – местные власти или частные структуры.
Есть риск, что руководящими компаниями в итоге станут те же ЖЭКи: таким образом, качество услуг останется прежним, а денег за предоставленные услуги будут куда больше.
Однако и это не главное. По закону совладельцы многоквартирного дома обязаны, в частности, обеспечивать техническое обслуживание дома и, в случае необходимости, проведение текущего и капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома; обеспечивать соблюдение требований жилищного и градостроительного законодательства относительно проведения реконструкции, реставрации, текущего и капитального ремонта и технического переоснащения помещений или их частей; каждый совладелец несет обязательства по надлежащему содержанию, эксплуатации, реконструкции, реставрации, текущего и капитального ремонта и технического переоснащения общего имущества многоквартирного дома пропорционально его доле совладельца, которая определяется по метражу.
То есть государство фактически перевела расходы на содержание возведенных в советское время домов на плечи ихних жителей, зато ничего не инвестируя в обновление жилфонда.
Кроме того, в Украине еще осталось неприватизированное жилье. Вышеуказанный закон фактически лишил возможности людей участвовать в управлении имуществом. Исходя из закона, такие граждане могут вообще не платить стоимость коммунальных услуг и компенсаций на содержание здания. Складывается такая ситуация, что вместо жителей неприватизированных квартир коммунальные платежи должна платить территориальная община (органы местного самоуправления), которая является фактическим владельцем неприватизированного жилья.
При наличии неприватизированных квартир к совладельцам такого жилья принадлежать территориальные общины. Они также, по закону, имеют право и на голос при принятии решений в управлении многоквартирных зданий. В связи с этим возникает вопрос, насколько добросовестно будут представлены интересы жителей неприватизированных квартир территориальными общинами. Например, такое, что деньги за коммунальные услуги которые житель неприватизированной квартиры должен перераховуваты общине, которая является владельцем квартиры, будут оплачены своевременно, а та в свою очередь не будет оплачивать услуги по содержанию дома.
Введен в действие закон вряд ли повысит качество предоставления услуг по содержанию многоквартирных домов. Основной целью законодателя является лишение себя бюджетного бремени, которой несет государство в виде компенсаций тарифов и низких заработных плат в сфере коммунального обслуживания. Впереди нас ждет тяжелый путь к светлому будущему украинской коммунального хозяйства.
Источник: http://tsn.ua/blogi/themes/law/komunalna-perebudova-437355. html
