
Ответственность за нарушение правил кораблевождения
Последнее обновление 2024-02-18
Для того, чтобы получить услуги адвоката по 417 статье УК Украины, нажмите выбранный вариант месенджера или воспользуйтесь номером телефона указанным на сайте.
Разбирая категорию военных преступлений, нельзя не упомянуть о таком виде уголовных правонарушений (далее по тексту – УП), как нарушения (несоблюдения) правил вождения кораблей. Речь пойдет о кораблях военного типа, а также судах спец. обеспечения.
Ответственность за данный вид УП прямо предусмотрена действующим Уголовным кодексом Украины (далее по тексту – УК Украины либо УКУ) и закреплена в 417-й статье УКУ.
| Содержание |
Уголовная ответственность по статье 417 УК Украины
Важно подчеркнуть, что правила кораблевождения прописаны в различных актах внутреннего и международного права, содержащих не только нормы регулирования общего порядка корабельного вождения, но и сами правила, которых должны придерживаться лица, управляющие такими плавающими средствами.
Лица, причастные к нарушениям таких правил вождения военных кораблей, что в результате повлекло разрушение корабля, гибель людей либо иные тяжкие последствия, будут нести наказание в виде лишения свободы сроком от 5-ти до 15-ти год (в соответствии со 417-й ст. УК Украины).
Характеристика состава преступления ст. 417 УКУ
Раскрывая понятие основного непосредственного объекта (ОНО) данного УП, следует отметить, что речь идет о регламентированном порядке кораблевождения для военных кораблей. Что касается ДОО (дополнительного обязательного объекта), то в данном случае это будет не только человеческое здоровье и жизнь, но и право собственности.
С объективной стороны (ОС) УП необходимо охарактеризовать, как общественно опасное деяние (действие/бездействие), возникшее в результате несоблюдения/нарушения правил вождения военным плавсредством и повлекшее за собой общественно опасные последствия в виде гибели людей, либо данных транспортных средств. Правда, в данном случае обязательно должна быть причинная связь между наступившими последствиями и действиями лиц, которые стали этому причиной.
Под корабельными составами (кораблями) подразумевают боевые плавсредства (мино- и авианосцы, крейсеры, подводные лодки), рейдовые и морские суда обеспечения, которые укомплектованы военнослужащими и находятся под непосредственным офицерским командованием, а также корабли спец.обеспечения (торпедные, минные и иные катера и т.д.), шлюпки и суда, выходящие в водное пространство под украинским морским военным флагом.
Итак, под нарушениями правил вождения/управления корабельным транспортным средством, а также иным судном следует подразумевать следующие:
- нарушение установленного перечня спасательных мероприятий на море;
- пренебрежение мерами безопасности в случае шторма либо иных ЧП (чрезвычайных происшествий);
- отсутствие реагирования на принятие мер по предотвращению столкновений плавсредств в море (включая игнорирование сигналов встречных плавсредств);
- неправильное размещение/комплектация грузов;
- остановка суден в запрещенных местах;
- несоблюдение/игнорирование требований по навигационным знакам;
- превышение регламентированной СД (скорости движения);
- нарушение правил осуществления буксировки, пассажирской высадки/посадки, водолазных работ;
- несоблюдение установленных норм выхода/входа в порт (или из него), а также правил подачи сигналов и маневрирования плавсредствами;
- неверное определение курса корабля (корабельного состава).
Также встречаются ситуации, когда правила эксплуатации военного судна могут нарушаться посредством выдачи разрешения военным начальником на выход в открытое море перегруженных либо технически неисправных кораблей. Данный состав УП не охватывается 417-й ст. УК Украины и в случае возникновения тяжких последствий, преступление следует квалифицировать по 2-й ч. 426 ст., 3-й ч. 424 ст. или 2-й ч. 423-й статьи украинского УК.
Для квалификации УП по 417-й статье УКУ (в следствие нарушения/несоблюдения либо игнорирования установленных правил кораблевождения) достаточно смерти хотя бы одного человека. Под гибелью корабля подразумевают его полное разрушение либо наводнение. Другими словами, корабельное средство не подлежит техническому восстановлению либо ремонтные работы по устранению его разрушений экономически неэффективны.
К иным тяжким последствиям могут относить следующие:
- возникновение телесных повреждений (тяжких/средней тяжести) иных лиц (включая членов экипажа);
- нанесение существенного вреда экологии и окружающей природной среде (ОПС);
- причинение значимого материального ущерба, в результате посадки судна на мель, либо его столкновения с наземными конструкциями/сооружениями;
- срыв в выполнении боевого нанесения и т.п.
В случае причинения иных тяжких последствий либо существенного материального ущерба в результате несоблюдения/игнорирования мер безопасности при ремонтных работах корабля либо правил обращения с опасными для ОПС предметами/веществами и иных деяний, которые не связаны с вождением/управлением кораблей, виновные лица могут понести наказания по статьям: 425, 414, 412, 274, 272, и 271.
Лица, управляющие кораблями (корабельными составами) с допущением нарушений правил их вождения, а также во время их повреждения/гибели не до конца выполнившие свои служебные обязанности и оставившие плавсредства, понесут наказание в соответствии со статьями 428 и 417 УКУ.
Субъектами данного УП будут являться военнослужащие, находящиеся в процессе исполнения своих прямых обязанностей по управлению судном либо корабельным составом. Зачастую это командиры военных суден. В большинстве случаев ими являются командиры военных суден. Так как именно командиры ответственные за безопасность и маневрирования вышеуказанных плавсредств. Если кораблекрушение произошло на судне, идущем под руководством лоцмана и по причине местных обстоятельств фартера, командир данного корабля не будет нести уголовную ответственность. Правда в случае обнаружения командиром данного транспортного средства опасных действий лоцмана по управлению кораблем, он должен отстранить его от управления данным плавсредством.
В некоторых ситуациях субъектами УП могут являться старшие помощники командира суден, помощники командира корабля, штурманы, вахтерные офицеры, боцманы и иные военнослужащие (либо военнообязанные во время прохождения собраний), члены корабельного экипажа (в т.ч. командиры составов суден, принимающие непосредственное участие в управлении плавстредствами).
Субъективную сторону УП по 417-й ст. УК Украины, устанавливают исключительно по неосторожности.
Что делать, если предъявляют обвинение по 417-й статье УК Украины
Военные преступления занимают особую нишу в уголовном праве, поэтому вызывают повышенное внимание со стороны правоохранительных органов. Это касается и ст. 417-й действующего Уголовного кодекса. Поэтому если предъявляют обвинение по данной статье, первое, что следует сделать лицу, это обратиться за помощью к грамотному адвокату либо юристконсульту. Ведь от этого может зависеть его дальнейшая судьба.
Обратившись в юридическую фирму «Турий и Партнеры», Вам гарантировано окажут надлежащую юридическую помощь быстро и качественно. Даже самые сложные и запутанные ситуации не испугают наших специалистов, за плечами которых огромный багаж знаний и многолетняя судебная практика. Об этом свидетельствуют многочисленные положительные отзывы клиентов адвокатского бюро «Турий и Партнеры».
