
Ответственность за подкуп избирателя, участника референдума, члена избирательной комиссии или комиссии по референдуму
Последнее обновление 2024-02-18
Для того, чтобы получить услуги адвоката по 160 статье УК Украины, нажмите выбранный вариант месенджера или воспользуйтесь номером телефона указанным на сайте.
Статья 69-ая Конституции Украины закрепляет, что референдум – это одна из форм непосредственной, прямой демократии, через которую народ осуществляет свое волеизъявление. С помощью данного способа украинские граждане путем голосования могут принимать законы Украины и другие решения по важнейшим вопросам местного и общегосударственного значения.
Уголовная ответственность за подкуп избирателя, участника референдума, члена избирательной комиссии или комиссии по референдуму
Действия виновного лица будут квалифицироваться по статье 160-ой УК в случае совершения одного из альтернативных деяний, указанных в диспозиции данной статьи. В ней закреплено, что за принятие обещания, какого-либо предложения или получение для 3-го лица или для себя любого размера неправомерную выгоду за совершение или не совершение определенных действий, которые связаны с прямой реализацией им права на участие в референдуме или своих избирательных прав, преступник может получить такие наказания:
- до 2-х год лишения личной свободы или работ исправительного характера;
- денежный штраф от 300 до 400 НМДГ (то есть от 5100 грн. до 6800 грн.).
Субъектами таких действий могут быть лишь официальный наблюдатель, избиратель, участник референдума, а также члены комиссии референдума или избирательной комиссии.
В случае совершения действий, которые подпадают под вторую часть рассматриваемой статьи, можно получить наказание до 6-ти год лишения свободы. Попасть в тюрьму на такой большой срок можно за предоставление, обещание или предложение представителям комиссии по референдуму или избирательной комиссии, определенному кандидату, участнику или избирателю референдума неправомерной выгоды.
Как закреплено в примечании к ст.160-ой УК неправомерной выгодой могут быть:
- спиртные напитки, табачные изделия, а также продукты питания (их стоимость значения не имеет);
- нематериальные, а также материальные активы, стоимость которых не превышает эквивалент 0,06 НМДГ (в том числе сертификаты, денежные средства, лотерейные билеты, подарочные льготы, работы, услуги, преимущества, товары и др.).
Все вышеуказанное может предоставляться, быть обещанным или предлагаться на бесплатных или других льготных условиях избирателям, кандидатам, членам избирательной комиссии или участникам референдума.
Интересно, что данная статья была кардинально изменена Законом Украины от 16.07.2020г. №805-IX, который был направлен на совершенствование избирательного законодательства. То есть диспозиция рассматриваемой статьи была изложена в совершенно другом виде, так как законодатель решил сконцентрировать внимание не просто на нарушениях законодательства о референдуме, а именно на подкупе его участников.
Понятие всеукраинского и местного референдумов
Конституцией Украины закреплены вопросы, которые граждане могут рассматривать на всеукраинских референдумах. Сюда относят вопросы, отнесенные Основным Законом к непосредственному ведению Украины. Только на всеукраинском референдуме могут рассматривать вопросы о вхождении Украины в образования конфедеративного или федеративного типа, а также выход из них, о реализации права украинского народа на самоопределение.
Стоит отметить, что на всеукраинском референдуме не могут рассматривать следующие вопросы:
- связанные с увольнением, назначением или избранием должностных лиц, которые относятся к непосредственной компетенции Кабинета Министров, Президента или ВРУ;
- относительно принятия украинскими госорганами неотложных и чрезвычайных мер по защите безопасности и здоровья граждан, охране общественного порядка;
- помилования или амнистии;
- отнесенные украинским законодательством к непосредственному ведению органов прокуратуры или суда.
Что касается местных референдумов, то его понятие закреплено в ст.7 ЗУ «О местном самоуправлении в Украине», где указано, что это форма решения представителями территориальной громады вопросов, относящихся к местному значению, с помощью прямого волеизъявления.
Предметом рассмотрения местного референдума могут быть любые вопросы, которые отнесены украинской Конституцией и другими законами к непосредственному ведению органов местного самоуправления. Но законодательство запрещает рассмотрение на данном виде референдума вопросов, которые могут решаться только органами государственной власти. Принятые местным референдумом решения являются обязательными для выполнения только на территории соответствующей территориальной громады.
В контексте рассматриваемой статьи понятие «законодательство о референдуме» нужно понимать в широком смысле, ведь для привлечения виновного лица к ответственности уголовного характера в обвинении нужно указывать конкретные нарушения, которые были допущены субъектом преступления со ссылкой не только на законы, но и на действующие подзаконные акты. Естественно, что главным Законом в системе законодательства о референдумах является Конституция Украины, а также подзаконные акты ЦИК (Центральная избирательная комиссия), которые касаются вопросов, непосредственно связанных с проведением и организацией референдумов.
Раньше эту сферу также регламентировал Закон Украины «О всеукраинском и местных референдумах» (действовал до 06.11.2012г.), но он утратил свою силу принятым позже Законом «О всеукраинском референдуме». Но по состоянию на сегодня даже этот Закон является не действующим, так как он был признан неконституционным по Решению Конституционного суда от 26.04.2018 года №4р/2018. Некоторые нормы, регламентирующие проведение референдумов, закреплены в Избирательном кодексе, но их явно не достаточно, ведь требуется детальное закрепление всей процедуры проведения существующих видов референдумов (как местных, так и всеукраинских).
Вышеуказанное свидетельствует о том, что применение на практике рассматриваемой статьи является практически невозможным в связи с отсутствием четкого нормативного регулирования данной сферы, поэтому только принятия соответствующих законов сможет стимулировать борьбу, в том числе с подкупом избирателей во время проведения референдумов.
Что делать, если предъявили обвинение за подкуп участника референдума, избирателя, члена комиссии по референдуму или избирательной комиссии
Как заключение можно прийти к выводу, что ст.160-ая УК является скорее декларативной, то есть регламентирующей, что есть ответственность за определенные действия, за которые можно получить уголовное наказание. Но фактически, в связи с отсутствием законодательного регулирования, данная статья на практике не применяется вообще, тем более что за годы независимости в Украине было проведено всего два Всеукраинских референдума (в 1991 и 2000 годах) и два местных референдума (в 1991 году).
По состоянию на сегодняшний день действующая власть в ближайшее время обещает принять закон о всеукраинских и местных референдумах. Только после этого эту статью можно будет применять на практике, и привлекать к ответственности за совершение таких действий. В случае необходимости юридического сопровождения политической партии, важно обзавестись услугами высококлассных специалистов. Адвокаты юридической компании «Турий и Партнеры» имеют глубокие познания в области избирательного права, поэтому смогут обеспечить качественную защиту и сопровождение во время проведения выборов любого уровня.
