
Ответственность за нарушение права на бесплатную медицинскую помощь
Последнее обновление 2024-02-18
Для того, чтобы получить услуги адвоката по 184 статье УК Украины, нажмите выбранный вариант месенджера или воспользуйтесь номером телефона указанным на сайте.
Право на охрану здоровья – это незыблемое и неотъемлемое право, которым обладает каждый человек. Государство и общество являются ответственными перед сегодняшними и будущими поколениями в вопросах сохранения генофонда украинского народа и надлежащего уровня здоровья. Они обязаны обеспечивать улучшение условий труда, быта, учёбы и отдыха населения, гарантировать приоритетность здравоохранения в государственной деятельности, внедрять в сознание людей придерживаться здорового образа жизни и параллельное решение экологических проблем.
Одной из уголовных статей, которая призвана защищать незыблемое право на охрану здоровья является ст.184 УК, которая закрепляет возможность применить уголовное наказание за нарушение права на бесплатную медицинскую помощь.
| Содержание |
Уголовная ответственность по ст.184-ой УК
Рассматриваемой статьей закреплена возможность привлечения виновных лиц за два фактически самостоятельных состава преступления, которые закреплены в диспозициях двух частей данной нормы уголовного закона.
Так, денежный штраф в размере до 100 НМДГ, то есть до 1700 гривен, или арест сроком до 6-ти месяцев можно получить за осуществление противоправного требования оплаты за предоставление какой-либо медпомощи в коммунальных или государственных учреждениях здравоохранения.
Во второй части рассматриваемой статьи уже закреплена ответственность за осуществление незаконного сокращения сети коммунальных или государственных учреждений охраны здоровья. За такие действия Закон предусмотрел наказание в виде денежного штрафа до 17 тысяч гривен (до 1000 НМДГ) или до 2-х год работ исправительного характера.
Особенности состава преступления, предусмотренного ст.184 УК
В национальном законодательстве термин медицинская помощь используется достаточно широко, но четкого законодательного определения данного понятия в нормативно-правовых актах не существует, поэтому юридический термин «медпомощь» следует определить законом.
В Постановлении КМУ №955 от 11.07.2002 года «Об утверждении Программы предоставления гражданам гарантированной государством бесплатной медицинской помощи» закреплено, что под медицинской помощью следует понимать вид деятельности, включающий комплекс различных мероприятий, которые направлены на лечение и оздоровление пациентов в состоянии, угрожающем их трудоспособности, здоровью и жизни на момент её предоставления. Данная помощь осуществляется работниками, которые профессионально для этого подготовлены и имеют право заниматься такой деятельностью в соответствии с законодательством.
В данном постановлении КМУ указаны виды медпомощи, которые коммунальными и госучреждениями охраны здоровья должны предоставляться безвозмездно:
- медико-социальная экспертиза, касающаяся потери трудоспособности,
- содержание детей в так называемых домах ребенка,
- помощь санаторно-курортного типа, которая предоставляется больным и инвалидам в детских и специализированных санаториях;
- медпомощь доврачебного характера, предоставляемая сельским жителям;
- стоматологическая неотложная помощь (определенным категориям граждан, в том числе беременным женщинам, имеющим детей до 3-летнего возраста, студентам, пенсионерам, инвалидам, детям);
- стационарная – в неотложных случаях и наличия острых заболеваний, когда требуется госпитализация, круглосуточное меднаблюдение, а также интенсивное лечение;
- помощь амбулаторно-поликлинического типа;
- неотложная и скорая медпомощь – предоставляется пунктами медпомощи, отделениями (станциями) скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе, когда человек пребывает в состоянии, которое угрожает его жизни.
Бесплатная медпомощь указанных видов должна осуществляется только теми методами лечения и диагностики, которые разрешены украинским законодательством. В соответствии с третьей частью ст.49 Конституции Украины в учреждениях здравоохранения коммунальной и государственной собственности медпомощь должна предоставляться на бесплатной основе.
Решением Конституционного Суда закреплен перечень медицинских услуг, которые безвозмездно в госучреждениях здравоохранения предоставляться не могут. К ним относят медосмотр лиц перед получением следующих документов:
- на выезд граждан по вызову родственников за границу;
- разрешение на право ношения и получения оружия (исключением являются военнослужащие и должностные лица, которым законодательством разрешено ношение оружия);
- удостоверения на право вождения транспортными средствами.
С объективной стороны рассматриваемое правонарушение может проявляться в озвучивании требования, которое обращено к какому-либо лицу, в т.ч. больному, осуществить оплату стоимости оказанной медпомощи, которая в соответствии с законодательством должна предоставляться на бесплатной основе. Противоправным будет считаться требование оплаты за оказание любого вида медпомощи в заведениях здравоохранения коммунального или государственного типа, в т.ч. завуалированное требование её оплаты. К ним относят:
- осуществление добровольных взносов в созданные какие-либо медицинские фонды,
- добровольно денежное пожертвование,
- осуществление добровольной компенсации за предоставленные медуслуги.
Важно помнить, что под состав рассматриваемого правонарушения подпадают только те медицинские услуги или медпомощь, которые должны предоставляться в государстве безвозмездно. В противном случае состав преступления будет отсутствовать.
Стоит отметить, что субъектом данного правонарушения может быть исключительно специальный, то есть фармацевтический или медицинский работник, оказывающий больному определенную медпомощь. Кроме того, субъектами могут быть служебные лица вышеуказанных учреждений охраны здоровья, которые сами требуют оплаты за предоставленную медпомощь, или дают противоправные указания подчиненным на требование от больных такой платы. Интересно, что субъектами правонарушения, указанного в ч.2 ст.184-ой УК, могут быть должностные лица вышеуказанных заведений охраны здоровья, органов МСУ (местное самоуправление) или органов государственной власти, в подчинении или собственности которых пребывает заведение здравоохранения.
Что делать, если Вам предъявили обвинение по ст.184 УК
Всем прекрасно известно, что в Украине медицинская помощь в бесплатном виде предоставляется достаточно редко, это закреплено в большинстве своем исключительно на бумаге. Когда больной попадет на стационар в больницу, то выясняется, что там практически ничего нет и необходимо самому закупать лекарственные препараты и даже немного «заинтересовать» лечащего врача, чтобы изменить к себе его отношение.
Но бывают разные люди, которые могут пожаловаться на такую ситуацию в правоохранительные органы. После досудебного разбирательства, в случае сбора достаточных доказательств, уполномоченному работнику может быть предъявлено соответствующее обвинение. В таком случае лучше незамедлительно обратиться в юридическую фирму «Турий и Партнеры», уголовный адвокат которой комплексно подойдет к решению данной проблемы и обеспечит всестороннюю защиту клиента с сохранением кристально чистой врачебной репутации. Тем более что состав данного преступления достаточно формальный и требует твердых доказательств для вынесения обвинительного приговора, что бывает в практике применения ст.184-ой УК крайне редко.
