
Ответственность за нарушение тайны голосования
Последнее обновление 2024-03-05
Для того, чтобы получить услуги адвоката по 159 статье УК Украины, нажмите выбранный вариант месенджера или воспользуйтесь номером телефона указанным на сайте.
В соответствии со статьей 71-ой украинской Конституции каждому гражданину гарантируется право на свободное волеизъявление, касающегося права выбора представителей в органы местного самоуправления и госвласти, которые осуществляются с помощью тайного голосования на основе прямого, а также равного, всеобщего избирательного права.
Осуществление разглашения тайны голосования является грубым нарушением одного из самых важных конституционных гражданских прав, поэтому такие действия подпадают под статью 159-ую украинского Уголовного кодекса.
| Содержание |
Состав преступления и предусмотренные наказания
За совершения действий по умышленному нарушению тайны голосования во время осуществления процедуры проведения референдума или выборов, которое проявилось в виде разглашения волеизъявления какого-либо участника референдума или избирателя, виновное лицо может получить одно из следующих альтернативных видов наказаний:
- до 2-х год лишения свободы;
- до 3-х год ограничения личной свободы;
- от 300 до 500 НМДГ (от 5100 до 8500 гривен) денежного штрафа.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения может выражаться в совершении действий, которые направлены на нарушение тайны голосования, то есть специального порядка выборов, обеспечивающего осуществление гражданином своего избирательного права без вмешательства каких-либо лиц.
Данное нарушение может выражаться в любом искусственном создании препятствий для избирателей во время осуществления своего избирательного права. Оно может выражаться в таких активных действиях:
- в умышленной выдаче избирателям непронумерованных бюллетеней;
- в присутствии посторонних лиц во время заполнения избирательного бюллетеня;
- в требовании дать информацию о том, за какого именно кандидата избиратель отдал свой голос.
Что касается нарушения тайны голосования путем неосуществления каких-либо действий (то есть, в бездействии), то оно может проявляться, например, в не опломбировании ящиков, в которые избиратели бросают свои бюллетени, не установке закрытых спецкабин, где избиратели заполняют выданные бюллетени.
Стоит отметить, что обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого правонарушения является время его совершения, то есть нарушение тайны голосования возможно только непосредственно во время осуществления процедуры проведения референдума или выборов. Однако подготовительные действия, направленные на контроль волеизъявления избирателей могут совершаться до момента проведения голосования (например, установка в помещениях, где проводится голосование, специальной аппаратуры). Кроме того, выяснять информацию о том, кто из избирателей за какую партию или кандидата проголосовал, можно и после окончания выборов, например, во время осуществления подсчета голосов, если до этого бюллетени были соответствующим образом отмечены.
Что касается объекта преступления, то в данном составе им является установленный действующим законодательством порядок голосования во время проведения выборов всех уровней, в том числе городских, поселковых и сельских голов и депутатов, Президента Украины.
Если говорить более детально о законодательном регламентировании действий, подпадающих под рассматриваемую статью, то в первую очередь нужно разобраться в том, что же является тайной голосования в юридическом значении. Так, тайна голосования – это принцип конституционного характера избирательного права, который регламентирует, что с целью обеспечения свободного и тайного осуществления избирателем своего права на волеизъявление не могут допускаться любой контроль или наблюдение за процессом голосования во время заполнения им избирательного бюллетеня. Избиратель должен обеспечиваться такими условиями тайны голосования, которые полностью исключают возможность осуществления контроля процесса голосования иными лицами.
Организационные моменты голосования регулируются в первую очередь Конституцией Украины, а также Избирательным кодексом Украины, который принят 19.12.2019 под №396-IX. В соответствии с действующим законодательством, голосование должно проводиться в специально оборудованных для этих целей помещениях. В них должны быть определены места для выдачи избирателям установленного образца бюллетеней, оборудованы в достаточном количестве комнатами и кабинами для обеспечения тайного голосования, а избирательные урны стоять таким образом, чтобы во время голосования, при подходе, избиратель в обязательном порядке проходил через установленные кабины.
Участковые избирательные комиссии несут ответственность за организационные вопросы, касающиеся голосования, обеспечения для избирателей тайны волеизъявления, надлежащего оборудования помещений, а также поддержания их в надлежащем состоянии.
Как можно понять, субъективная сторона данного правонарушения характеризуется исключительно прямым умыслом, то есть преступник осознает, что нарушает тайну голосования и проявляет желание совершить такие действия. Если нарушение тайны голосования происходит по неосторожности, то ответственность по рассматриваемой статье исключается, но при наличии определенных дополнительных оснований, которые касаются присутствия значительного ущерба, может подпадать под служебную халатность (статья 367-ая УК). Последствия, способы, цель и мотивы совершения данного вида правонарушения никоим образом не влияют на его квалификацию.
Что касается субъекта данного преступления, то им может быть исключительно член избирательной комиссии или другое уполномоченное служебное лицо, имеющее прямое отношение к избирательному процессу.
Что делать, если предъявили обвинение за нарушение тайны голосования
В последние годы независимости в Украине очень часто проводятся выборы разных уровней. В связи с этим многие политические силы, помимо законных методов продвижения своих сил во все государственные структуры, применяют не очень «чистые», завуалированные методы. Подкуп членов избирательных комиссий не является исключением. В данном случае доказать вину членов политических партий или представителей кандидата тяжело, ведь привлечение к ответственности происходит исключительно в отношении лица, имеющего прямое отношение к выборам.
Конечно, в большинстве случаев члены избирательных комиссий привлекаются к административной ответственности за те или иные нарушения избирательного процесса, но если дело заходит о нарушении тайны голосования, то здесь обычным административным взысканием не обойтись, за такие действия предусмотрен исключительно уголовный вид ответственности. Конечно, преступление за ст.159-ой УК доказать достаточно сложно, что подтверждает минимальное количество приговоров, которые были вынесены украинскими судами по рассматриваемой статье. Но в случае предъявления обвинения по указанной статье, стоит максимально грамотно позаботиться о своей защите. Рынок специалистов, которые предоставляют адвокатские услуги, в Украине сильно переполнен, что говорит о низком качестве обслуживания и, как итог, минимальное количество реабилитирующих решений. Но в юридической компании «Турий и Партнеры» объединили свои силы только лучшие уголовные адвокаты. Они являются специалистами высочайшего класса в работе, в том числе, в сфере избирательного права, тем более если дело заходит о защите от обвинения по статье 159-ой УК, которая в судебной практике считается практически «мёртвой», то есть тяжело доказуемой.
