
Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, осуществление расходов бюджета или предоставление кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их превышением
Последнее обновление 2024-02-18
Для того, чтобы получить услуги адвоката по 210 статье УК Украины, нажмите выбранный вариант месенджера или воспользуйтесь номером телефона указанным на сайте.
Важно понимать, что украинская бюджетная система основывается на определенных принципах. Среди них особого внимания заслуживают 2 наиболее значимых принципа:
- целевого использования бюджетных средств (далее по тексту – БС) на цели, что касаются бюджетных назначений;
- целевого использования БС на цели, касающиеся бюджетных ассигнований.
Что касается понятия «бюджетных назначений» (БН), то под ним подразумевают полномочия главного распорядителя БС, закрепленные в Бюджетном кодексе Украины (далее по тексту – БКУ), а также ЗУ «О Государственном бюджете» (в т.ч. включая решения, принятые на местном уровне), которые имеют целевые, временные и количественные ограничения и разрешает предоставлять определенные бюджетные ассигнования.
Раскрывая суть понятия «бюджетных ассигнований» (БА), следует понимать, что речь идет о конкретных полномочиях распорядителей БС, предоставленных в соответствии с бюджетными назначениями на проведение платежей, а также взятие бюджетных обязательств. Кроме того, такие полномочия имеют также целевые, временные и количественные ограничения (зачастую это касается составления бюджета, планов использования БС, смет).
Необходимо подчеркнуть, что получатели и распорядители БС имеют ряд обязательств (в рамках бюджета), а также должны проводить расходы исключительно бюджетных ассигнований, которые закреплены планами использования БС (включая сметы). Под сметой же в данном случае подразумевают главный планово-финансовый документ, предоставляющий полномочия относительно совершения платежей и получения прибыли. С помощью этого документа также определяется направление и объем денежных средств, предназначенных для достижения целей и исполнения своих функций бюджетными учреждениями.
Важно понимать, что любое нарушение таких принципов (особенно принципа целевого использования БС), влечет за собой наступление определенного вида ответственности.
| Содержание |
Что подразумевают под «нецелевым использованием государственных средств»?
Говоря о нецелевом использовании бюджетных (государственных средств), а также ответственности, которую оно влечет за собой, нужно, прежде всего, понимать, о чем именно идет речь. Поэтому законодатель четко прописал, что подразумевается под понятием нецелевого использования бюджетных средств (далее по тексту – НИБС). Так, исходя из положений БКУ (119-й статьи) под НИБС понимают трату БС на цели, которые не соответствуют:
- бюджетным ассигнованиям (другими словами сметам, росписи бюджета, плану применения данных средств);
- установленным направлениям использования БС, обозначенных в паспорте бюджетных программ либо в планах использования БС;
- бюджетным назначениям, четко прописанным в ЗУ «О государственном бюджете Украины» (либо решениях о принятии бюджета на местном уровне).
Меры воздействия за нецелевое использование бюджетных средств
Помимо уголовной ответственности за НИБС, предусмотренной действующим украинским УК, к нарушителям бюджетного законодательства (включая также и НИБС), могут применяться определенные меры воздействия, закрепленные 117-й статьей БКУ. Среди них следует выделить:
- Бесспорное изъятие денежных средств из бюджетов (на местном уровне). Данная мера применима к тем, кто нарушает 28-й пункт 1-й части 116 статьи БКУ.
- Приостановления действий решений о местных бюджетах, которые применяют в ряде бюджетных нарушений 7-го пункта 1-й части 116 статьи БКУ.
- Возврат БС в определенные бюджеты, который необходимо делать при имеющихся нарушениях 24-го (в аспекте распределителей БС), 38-го и 29-го пунктов 116-й статьи БКУ.
- Уменьшение БА, которое применимо к нарушителям указанных выше пунктов 116-й статьи БКУ.
- Приостановления БА. Данная мера используется, чтобы привлечь к ответственности за нарушения пунктов 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 38, а 40-к 1-й части 116 статьи БКУ.
- Приостановления операций, связанных с БС. Мера применима за допущение нарушений пунктов 40, 38, 32-36, 14-29, 11, 10 и 1-3 части 1 116-й статьи БКУ.
- Иные меры воздействий, обозначенные в ЗУ «О госбюджете», которые применяют за допущения бюджетных нарушений по данному Закону.
- Предупреждение о плохом исполнении бюджетного законодательства, выраженное требованиями устранить подобные нарушения. Данная мера применима во всех случаях, когда выявлены нарушения бюджетного законодательства.
Примечание. Подобное изъятие ведет к взысканиям БС (на местном уровне) в гос.бюжет органами украинского Казначейства за счет уменьшения объема на конкретную сумму базовых дотаций (трансфертов) местным бюджетам, исходя из порядка, утвержденного украинским Кабмином (КМУ).
Важно подчеркнуть, что под уменьшением БА в данном случае имеется в виду лишение полномочий на принятия бюджетных обязательств относительно соответствующей суммы на срок до истечения действующего бюджетного периода в виде внесения правок в сметы (росписи бюджета). Также такое происходит и в случаях определенной необходимости в будущем вносить изменения в ЗУ «О госбюджете Украины» (либо решения о местных бюджетах) в порядке, регламентированном украинским Кабмином.
Кроме того, в данном случае приостановкой БА предусматривается завершение полномочий, связанных с принятием бюджетных обязательств на конкретные суммы и на срок до 3-х месяцев в границах настоящих бюджетных периодов (путем внедрения правок в сметы (росписи) бюджетов).
Примечание. Нарушения бюджетного законодательства, которые были выявлены и зафиксированы инспекторами, необходимо устранить не позже 30-тидневного календарного срока.
Под нарушителями в вышеуказанных случаях подразумевают участников бюджетного процесса.
Уголовная ответственность по статье 210 УК Украины
Если опустить все вышеуказанные меры за нарушения бюджетного законодательства и сосредоточиться именно на нецелевом использовании гос.средств, тогда речь пойдет об уголовной ответственности, предусмотренной 210-й статьей настоящего УК Украины.
НИБС, которое осуществляется лицами (в т.ч. операции с расходами по бюджету либо предоставление кредитных займов из БС без установленных БН или же с превышением лимитов по ним вопреки БКУ либо ЗУ «О госбюджете Украины» на действующий год) и в случаях, когда предметами их действий были БС в крупных размерах, понесут наказание согласно 1-й части ст. 210-ть УКУ. Так, за подобное правонарушение виновным грозит:
- ограничение свободы сроком до 3-х год (также параллельно злоумышленника лишают права на занятие конкретных должностей/деятельностей сроком до 3-х год либо без такового).
- наказание исправительными работами сроком до 2-х год;
- штрафные санкции в размере 1-4-х тыс. НМДГ.
В случае, когда вышеуказанные деяния осуществлялись группой лиц, вступивших в предварительный сговор либо повторно, только предметом правонарушения были БС в особо крупных размерах, наказание будет избираться, исходя из санкций 2-й части 210-й статьи УК Украины. Исходя из них, злоумышленник может лишиться свободы минимум на 2 года с запретом заниматься определенной деятельностью либо обнимать некоторые должности сроком до 3-х год. Также суд может огранить свободу правонарушителя до 5-ти год.
Важно! Речь идет о БС, к которым относят средства, входящие в госбюджет, а также бюджеты, принятые на местном уровне (источник формирования таких БС в данном случае не играет никакой роли).
Согласно статьям 210-211 действующего УК Украины, под крупным размером БС подразумевают суммы, превышающие в тысячу и более раз НМДГ. Особо крупными размерами, исходя из этих же статей, являются суммы в 3-и и более раз превышающие НМДГ.
Что делать если обвиняют в нецелевом использовании бюджетных средств?
Обвинение по статье 210-ть УК Украины – это весьма серьезное вменение. Да и в целом уголовные правонарушения в бюджетной сфере являются достаточно тяжелыми в расследовании и доказывании. Поэтому, если Вас обвиняют в нецелевом использовании государственных средств – наймите грамотного адвоката. Ещё не нашли такого? Тогда самое время обратиться за помощью юридических защитников адвокатской фирмы «Турий и Партнёры». Они сделают всё быстро, слаженно и на высшем уровне.
