
Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, осуществление расходов бюджета или предоставление кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их превышением
Если вам нужны услуги адвоката по 210 статье УК Украины, нажмите выбранный вариант месенжера или воспользуйтесь номером телефона указанного на сайте. Опыт в юриспруденции с 2004 года.
Важно понимать, что украинская бюджетная система основывается на определенных принципах. Среди них особого внимания заслуживают 2 наиболее значимых принципа:
- целевого использования бюджетных средств (далее по тексту – БС) на цели, что касаются бюджетных назначений;
- целевого использования БС на цели, касающиеся бюджетных ассигнований.
Что касается понятия «бюджетных назначений» (БН), то под ним подразумевают полномочия главного распорядителя БС, закрепленные в Бюджетном кодексе Украины (далее по тексту – БКУ), а также ЗУ «О Государственном бюджете» (в т.ч. включая решения, принятые на местном уровне), которые имеют целевые, временные и количественные ограничения и разрешает предоставлять определенные бюджетные ассигнования.
Раскрывая суть понятия «бюджетных ассигнований» (БА), следует понимать, что речь идет о конкретных полномочиях распорядителей БС, предоставленных в соответствии с бюджетными назначениями на проведение платежей, а также взятие бюджетных обязательств. Кроме того, такие полномочия имеют также целевые, временные и количественные ограничения (зачастую это касается составления бюджета, планов использования БС, смет).
Необходимо подчеркнуть, что получатели и распорядители БС имеют ряд обязательств (в рамках бюджета), а также должны проводить расходы исключительно бюджетных ассигнований, которые закреплены планами использования БС (включая сметы). Под сметой же в данном случае подразумевают главный планово-финансовый документ, предоставляющий полномочия относительно совершения платежей и получения прибыли. С помощью этого документа также определяется направление и объем денежных средств, предназначенных для достижения целей и исполнения своих функций бюджетными учреждениями.
Важно понимать, что любое нарушение таких принципов (особенно принципа целевого использования БС), влечет за собой наступление определенного вида ответственности.
Содержание |
Что подразумевают под «нецелевым использованием государственных средств»?
Говоря о нецелевом использовании бюджетных (государственных средств), а также ответственности, которую оно влечет за собой, нужно, прежде всего, понимать, о чем именно идет речь. Поэтому законодатель четко прописал, что подразумевается под понятием нецелевого использования бюджетных средств (далее по тексту – НИБС). Так, исходя из положений БКУ (119-й статьи) под НИБС понимают трату БС на цели, которые не соответствуют:
- бюджетным ассигнованиям (другими словами сметам, росписи бюджета, плану применения данных средств);
- установленным направлениям использования БС, обозначенных в паспорте бюджетных программ либо в планах использования БС;
- бюджетным назначениям, четко прописанным в ЗУ «О государственном бюджете Украины» (либо решениях о принятии бюджета на местном уровне).
Меры воздействия за нецелевое использование бюджетных средств
Помимо уголовной ответственности за НИБС, предусмотренной действующим украинским УК, к нарушителям бюджетного законодательства (включая также и НИБС), могут применяться определенные меры воздействия, закрепленные 117-й статьей БКУ. Среди них следует выделить:
- Бесспорное изъятие денежных средств из бюджетов (на местном уровне). Данная мера применима к тем, кто нарушает 28-й пункт 1-й части 116 статьи БКУ.
- Приостановления действий решений о местных бюджетах, которые применяют в ряде бюджетных нарушений 7-го пункта 1-й части 116 статьи БКУ.
- Возврат БС в определенные бюджеты, который необходимо делать при имеющихся нарушениях 24-го (в аспекте распределителей БС), 38-го и 29-го пунктов 116-й статьи БКУ.
- Уменьшение БА, которое применимо к нарушителям указанных выше пунктов 116-й статьи БКУ.
- Приостановления БА. Данная мера используется, чтобы привлечь к ответственности за нарушения пунктов 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 38, а 40-к 1-й части 116 статьи БКУ.
- Приостановления операций, связанных с БС. Мера применима за допущение нарушений пунктов 40, 38, 32-36, 14-29, 11, 10 и 1-3 части 1 116-й статьи БКУ.
- Иные меры воздействий, обозначенные в ЗУ «О госбюджете», которые применяют за допущения бюджетных нарушений по данному Закону.
- Предупреждение о плохом исполнении бюджетного законодательства, выраженное требованиями устранить подобные нарушения. Данная мера применима во всех случаях, когда выявлены нарушения бюджетного законодательства.
Примечание. Подобное изъятие ведет к взысканиям БС (на местном уровне) в гос.бюжет органами украинского Казначейства за счет уменьшения объема на конкретную сумму базовых дотаций (трансфертов) местным бюджетам, исходя из порядка, утвержденного украинским Кабмином (КМУ).
Важно подчеркнуть, что под уменьшением БА в данном случае имеется в виду лишение полномочий на принятия бюджетных обязательств относительно соответствующей суммы на срок до истечения действующего бюджетного периода в виде внесения правок в сметы (росписи бюджета). Также такое происходит и в случаях определенной необходимости в будущем вносить изменения в ЗУ «О госбюджете Украины» (либо решения о местных бюджетах) в порядке, регламентированном украинским Кабмином.
Кроме того, в данном случае приостановкой БА предусматривается завершение полномочий, связанных с принятием бюджетных обязательств на конкретные суммы и на срок до 3-х месяцев в границах настоящих бюджетных периодов (путем внедрения правок в сметы (росписи) бюджетов).
Примечание. Нарушения бюджетного законодательства, которые были выявлены и зафиксированы инспекторами, необходимо устранить не позже 30-тидневного календарного срока.
Под нарушителями в вышеуказанных случаях подразумевают участников бюджетного процесса.
Уголовная ответственность по статье 210 УК Украины
Если опустить все вышеуказанные меры за нарушения бюджетного законодательства и сосредоточиться именно на нецелевом использовании гос.средств, тогда речь пойдет об уголовной ответственности, предусмотренной 210-й статьей настоящего УК Украины.
НИБС, которое осуществляется лицами (в т.ч. операции с расходами по бюджету либо предоставление кредитных займов из БС без установленных БН или же с превышением лимитов по ним вопреки БКУ либо ЗУ «О госбюджете Украины» на действующий год) и в случаях, когда предметами их действий были БС в крупных размерах, понесут наказание согласно 1-й части ст. 210-ть УКУ. Так, за подобное правонарушение виновным грозит:
- ограничение свободы сроком до 3-х год (также параллельно злоумышленника лишают права на занятие конкретных должностей/деятельностей сроком до 3-х год либо без такового).
- наказание исправительными работами сроком до 2-х год;
- штрафные санкции в размере 1-4-х тыс. НМДГ.
В случае, когда вышеуказанные деяния осуществлялись группой лиц, вступивших в предварительный сговор либо повторно, только предметом правонарушения были БС в особо крупных размерах, наказание будет избираться, исходя из санкций 2-й части 210-й статьи УК Украины. Исходя из них, злоумышленник может лишиться свободы минимум на 2 года с запретом заниматься определенной деятельностью либо обнимать некоторые должности сроком до 3-х год. Также суд может огранить свободу правонарушителя до 5-ти год.
Важно! Речь идет о БС, к которым относят средства, входящие в госбюджет, а также бюджеты, принятые на местном уровне (источник формирования таких БС в данном случае не играет никакой роли).
Согласно статьям 210-211 действующего УК Украины, под крупным размером БС подразумевают суммы, превышающие в тысячу и более раз НМДГ. Особо крупными размерами, исходя из этих же статей, являются суммы в 3-и и более раз превышающие НМДГ.
Что делать если обвиняют в нецелевом использовании бюджетных средств?
Обвинение по статье 210-ть УК Украины – это весьма серьезное вменение. Да и в целом уголовные правонарушения в бюджетной сфере являются достаточно тяжелыми в расследовании и доказывании. Поэтому, если Вас обвиняют в нецелевом использовании государственных средств – наймите грамотного адвоката. Ещё не нашли такого? Тогда самое время обратиться за помощью юридических защитников адвокатской фирмы «Турий и Партнёры». Они сделают всё быстро, слаженно и на высшем уровне.