Ответственность за нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, водного или воздушного транспорта
Последнее обновление 2024-02-18
Для того, чтобы получить услуги адвоката по 276 статье УК Украины, нажмите выбранный вариант месенджера или воспользуйтесь номером телефона указанным на сайте.
Транспорт является чрезвычайно важной отраслью современного производства, которая удовлетворяет потребности всего общества в различных перевозках. Главным нормативным актом, который регулирует отношения в сфере транспорта, является, конечно же, Закон Украины №232/94-ВР от 10.11.1994г. «О транспорте». Кроме того, в этой отрасли также руководствуются кодексами различных видов транспорта, а также другими подзаконными нормативными актами.
К единой украинской транспортной системе в соответствии со статьей 21-ой вышеуказанного Закона относят ведомственный, железнодорожный промышленный, трубопроводный транспорт, а также транспорт общего пользования. К последнему относится электрический городской транспорт (сюда также входит метрополитен), железнодорожный, авиационный, морской, автомобильный и, конечно, речной транспорт.
Содержание |
Ответственность уголовного характера
Законодатель предусмотрел ответственность за нарушение законодательства в сфере транспорта в статье 276-ой УК, но исключительно в отношении определенных его разновидностей – воздушного, водного либо железнодорожного. Интересно, что за все существование украинского Уголовного кодекса данная статья претерпевала только одно внесение изменений. Виновное лицо может быть привлечено по этой статье за следующие действия, если они привели к созданию опасности для человеческих жизней или к наступлению других аналогичных последствий тяжкого характера:
- ненадлежащий ремонт сигнализационных приспособлений либо связи, каких-либо транспортных направлений или средств;
- нарушение работниками данных видов транспорта требований безопасности его использования или движения.
За такие действия, в случае признания судом виновным, можно получить до 3-х год ограничения свободы или до 2-х год работ исправительного характера.
Как можно догадаться, объект рассматриваемого преступления – это общественные отношения в области безопасного движения и использования трех видов транспорта, человеческая жизнь и здоровье, а также окружающая среда и собственность.
Что касается объективной стороны данного правонарушения, то она состоит из совокупности таких признаков:
- ненадлежащая реконструкция либо несоблюдение требований безопасности в рассматриваемой области;
- последствий, которые обозначены во 2-3 частях 276-ой статьи, либо создание опасности их наступления, что закреплено в 1-ой части рассматриваемой статьи;
- причинной связи, наступившей между последствиями и совершенными действиями (или наличием бездействия).
Рассматриваемая статья является бланкетной, то есть, чтобы установить, какие именно правила либо нормативы были не соблюдены, нужно обращаться к подзаконным НПА (инструкциям, положениям, уставам и др.), которые регулируют отношения на том, или ином виде транспорта.
Статистика свидетельствует о том, что 90 процентов дел по указанной статье рассматривается за нарушение требований безопасности использования или движения транспорта, и только в 10 процентах случаев лица привлекаются за осуществление недоброкачественного ремонта транспорта.
К нарушениям правил использования и эксплуатации относят:
- несоблюдение установленных правил, касающихся грузов;
- использование транспорта с такими неисправностями, которые могут спровоцировать угрозу имеющейся безопасности;
- разрешение на использования неисправного оборудования, суден либо подвижного состава и т.п.
К самым распространенным нарушениям требований безопасности движения можно отнести:
- несоблюдение так называемого коридора пролета;
- нарушение требований прохода через шлюз либо же ненадлежащее расхождение со идущими на встречу суднами;
- превышение допустимой скорости передвижения и т.д.
Понятие видов транспорта, предусмотренных статьей 276 УК
Как уже выше отмечалось, по рассматриваемой статье лицо могут привлечь только за нарушения, которые совершены на трех существующих разновидностей транспорта.
Воздушными типами транспортных средств (далее ТС) являются летательные виды аппаратов или какие-либо воздушные судна, которые в результате механических особенностей парят в атмосферном пространстве, а главное осуществляют свободное маневрирование в 3-хмерном пространстве. Исходя из норм действующего украинского ВК (Воздушного кодекса) к воздушным ТС относят: дирижабли, планеры, аэростаты (включая различные виды самолетов либо вертолетов).
Говоря о водном виде транспорта, к ним относят речной, озерный, а также морской тип транспорта. Также не стоит забывать о различных водных коммуникациях и путях. Ещё к перечислению разновидностей водного транспорта относят спасательные, пассажирские, грузовые, вспомогательные, рыболовные и иные виды суден.
Кроме того, в разрезе вышеуказанной статьи к водным ТС не относят маломерные типы суден и монолитные платформы. На квалификацию данного правонарушения не влияет принадлежность разных суден (исключением являются военные суда). Главным нормативно-правовым актом, который регулирует отношения в области безопасности судоходства, является Кодекс торгового мореплавания, который вступил в силу на основании постановления, №176/95-ВР принятого ВРУ 23.05.1995г.
Железнодорожным транспортом является рельсовый механический транспорт, включающий подвижные составы, железнодорожные соединительные пути (вместе с их коммуникациями) Сюда, помимо всего прочего, относят подвижные составы (включительно с подъездными путями, предприятий, организаций, шахт, а также метрополитена). Интересно, что выработанная практика городской электротранспорт (фуникулер или трамвай) не приписывают к ж\д транспорту. Безопасность использования и движения данного вида транспорта регламентирована в Законе Украине № 273/96 от 04.07.1996г. «О ж/д транспорте».
Что делать, если предъявили обвинение за нарушение правил безопасности движения либо управления водного, ж/д или воздушного транспорта
В случае предъявления обвинения по 276-ой статье УКУ стоит понимать, что данный состав правонарушения является достаточно своеобразным в части доказывания вины конкретного лица. Естественно, что обвинение предъявляется при наличии экспертного заключения, в котором может быть указана установленная причинно-следственная связь, на что и будет опираться прокурор во время поддержания обвинения в суде. Поэтому с целью избрания правильной защиты, стоит воспользоваться услугами адвоката по уголовным делам. Специалисты юридической фирмы «Турий и Партнеры» смогут обеспечить идеально построенную линию защиты с кропотливым разбором всех имеющихся в обвинения доказательств с дальнейшим их опровержением, что, в конце концов, приведет к вынесению реабилитирующего решения в отношении подзащитного.