
Ответственность за нарушение правил полетов или подготовки к ним
Если вам нужны услуги адвоката по 416 статье УК Украины, нажмите выбранный вариант месенджера или воспользуйтесь номером телефона указанного на сайте. Опыт в юриспруденции с 2004 года.
С самого начала военных действий против Украины главной проблемой было наше воздушное пространство, просьба «закройте небо» звучало со всех телевизионных каналов, социальных сетей и заполонило всё интернет-пространство. Украинское законодательство также закрепляет ответственность за нарушение правил полетов, а также подготовки к ним. Данное правонарушение относят к категории военных преступлений, что говорит об их высокой общественной опасности.
Содержание |
Ответственность уголовного характера по ст. 416-ой УКУ
Уголовные правонарушения в соответствии со статьей 12-ой УК подразделяют на нетяжкие, тяжкие и особо тяжкие в зависимости от наказания, которое может быть назначено преступнику в случае признания его судом виновным в его совершении. За действия по нарушению правил полётов или подготовку к ним, а также нарушение установленных правил по эксплуатации каких-либо летательных аппаратов, которые повлекли за собой катастрофу или иные тяжкие последствия, преступник может получить весьма суровое наказание – от 5-ти до 15-ти год лишения личной свободы. Это говорит об очень высокой общественной опасности данного правонарушения, которое относится к категории особо тяжких преступлений.
Характеристика состава, предусмотренного ст.416-ой УК
Специфика военных преступлений состоит в особых правоотношениях, которые регулируют порядок несения воинской службы, взаимоотношений между военнослужащими и сохранения военного имущества. В этой области требуется владеть знаниями законодательства в военной сфере, являющейся весьма специфической, поэтому важно ориентироваться не просто в составах таких преступлений, но и учитывать все обстоятельства того или иного уголовного производства.
Главный непосредственный объект рассматриваемого правонарушения указан в диспозиции статьи – порядок использования воздушных аппаратов военного предназначения, а также порядок осуществления полётов и процесса подготовки к ним. Что касается дополнительного обязательного объекта, то к нему в данном случае относят собственность, здоровье и жизнь человека.
Под понятие воздушного аппарата подпадает летательное устройство (или воздушное судно), которое может держаться в атмосфере с помощью его взаимодействия с воздухом и может осуществлять маневры в трехмерном пространстве. Важно отметить, что взаимодействие происходит не за счет воздуха, который отражен от земной поверхности. Военными воздушными аппаратами считаются самолеты, в том числе аэростаты, планеры, вертолеты, беспилотные средства, которые принадлежат каким-либо украинским формированиям военного предназначения, и прошли установленную регистрацию в государственном реестре воздушных судов.
Со своей объективной стороны данное преступление выражается в нарушении правил:
- полётов;
- эксплуатации аппаратов воздушного типа;
- подготовки к полётам.
Нарушение правил использования летательных аппаратов чаще всего выражается в применении для боевых задач неисправных воздушных судов, которые не зарегистрированы и не имеют специального удостоверения о пригодности к полетам, неправильному размещению на борту перевозимого груза, эксплуатации воздушных судов не по их непосредственному назначению.
Что касается нарушения правил полетов, то сюда относят нарушения порядка:
- проведения каких-либо воздушных операций (бомбардировка, десантирование, строительство военного предназначения инженерных сооружений с применением вертолетов);
- пилотирования (невыполнение утвержденных схем и норм снижения или захода на посадку, выхода из зоны определенного аэродрома, набора высоты и т.д.).
В качестве примера нарушения других правил полетов можно привести передачу управления аппаратом другому лицу, полет в запрещенных зонах без требуемого разрешения, с выключенной или неработающей радиосвязью, с превышающим установленные нормативы количестве пассажиров.
Что касается нарушений правил подготовки к осуществлению полетов, то к ним могут отнести проведение недоброкачественного планового или непланового ремонта, а также техобслуживания воздушных судов (например, установка некачественных или даже испорченных деталей).
Все тонкости вышеуказанных правил закреплены в установленных актах внутреннего и международного права. К ним относят в первую очередь Правила инженерно-авиационного обеспечения государственной авиации Украины, которые утверждены Приказом Министерства обороны №343 от 05.07.2016, а также акты Комитета по использованию украинского воздушного пространства.
Данные правила могут нарушаться как во время выполнения специальных, демонстрационных, испытательных полетов, проведения боевой подготовки, так и участия в соревнованиях и выставках.
В случае отклонения за пределы установленных воздушных трасс по причине осуществления обхода опасных погодных явлений, вынужденной посадки в каких-либо аварийных ситуациях, которые прямо угрожают безопасности полета, такие действия должны рассматриваться под углом крайней необходимости (статья 39-ая УК) или связанных с риском (статья 42-ая УК), что исключает уголовную ответственность.
Не будут подпадать под состав рассматриваемого правонарушения такие действия, как пуск ракет, осуществление взрывных работ в воздухе, проведение всех видов стрельбы или другой деятельности в украинском воздушном пространстве. В этом случае действия преступника стоит квалифицировать по статье 282-ой УК, то есть как нарушение правил использования воздушного пространства (если будут иметь место последствия, указанные в этой статье).
Под катастрофой следует понимать летное событие, которое повлекло за собой гибель людей, относящихся к составу экипажа или пассажиров, при этом летательное устройство должно быть повреждено или разрушено. К данному понятию также относят случаи, когда самолет вместе со всеми находившимися в нём людьми пропал без вести.
Другие тяжелые последствия – это авария, то есть значительное повреждение летательного судна или его существенную поломку, причинение серьезного материального вреда, срыв выполнения поставленной боевой задачи, существенное повреждение каких-либо объектов (аэродрома, сооружения, здания, путей сообщения).
Что делать, если предъявляют обвинение по ст. 416-ой УК Украины
Исходя из вышеизложенной информации можно сделать вывод, что без наличия специальных знаний, доказать наличие данного преступления в действиях конкретного лица очень сложно. Исключительно проведения специальных видов экспертиз позволит начать процедуру привлечения к ответственности. Естественно, что только высококвалифицированный эксперт сможет дать грамотное экспертное заключение, которое не даст возможность стороне защиты посеять зерно сомнения во время судебного рассмотрения.
Именно различные недоработки следствия и позволяют адвокатам качественно защищать клиента. Специалисты юридической фирмы «Турий и Партнёры» помогут защитить свои интересы не просто путём признания доказательств недопустимыми, но и соберут свои доказательства защиты, в том числе свидетелей, экспертные заключения и документы. Все это в итоге приведет к вынесению в отношении подзащитного, как минимум, реабилитирующего решения, что однозначно удовлетворит клиента и отбелит его репутацию как грамотного военного специалиста.