
Ответственность за шпионаж
Если вам нужны услуги адвоката по шпионажу, нажмите выбранный вариант месенжера или воспользуйтесь номером телефона указанного на сайте. Опыт в юриспруденции с 2004 года.
Сбор и передача государственных тайн зарубежным спецслужбам является особо тяжким преступлением против национальной безопасности Украины. Получение противником доступа к секретным сведениям ставит под угрозу независимость, обороноспособность, территориальную целостность, экономическое и социально-политическое благополучие страны. Однако для открытия уголовного производства наступление негативных последствий не обязательно – достаточно одной попытки выведать защищенные данные или переслать их заинтересованной стороне.
Квалификация противозаконных деяний такого рода во многом зависит от обстоятельств дела, важности информации и статуса лиц, занимающихся разведкой, а именно:
- граждане Украины – ст.111 УК (измена Родине);
- иностранцы и лица без гражданства – ст.114 (шпионаж);
- лица, в силу своей должности имеющие доступ к служебным сведениям, не относящимся к государственной тайне – ст.330 (разглашение ведомостей в сфере обороны, контрразведки и оперативного розыска);
- любые субъекты, собирающие банковские или коммерческие тайны – ст.231;
- лица, выведывающие конфиденциальные данные о физических лицах – ст.182;
- военнослужащие, за разглашение военной государственной тайны, утрату соответствующих документов/материалов, без признаков измены Родине – ст.422.
Содержание |
Состав преступления по ст.114 УК Украины
На основании ст.368 УПК, вынесение обвинительного приговора осуществляется только после установления судом состава преступления, который должен охватывать следующие элементы:
Объект – безопасность Украины в сфере военного обеспечения, экономики, науки, инновационных технологий, дипломатических отношений, охраны правопорядка.
Предмет – ведомости, составляющие государственную тайну в соответствии с Законом №3855-XII от 21.01.1994г. К ним относятся сведения под специальным грифом («особой важности», «совершенно секретно», «секретно»), разглашение которых может причинить ущерб национальным интересам.
Категории и описания этих данных перечислены в ст.8 вышеупомянутого Закона:
- оборона (стратегические планы, дислокации, вооружение, меры оповещения и эвакуации граждан, картография и др.);
- экономика, наука, техника (государственный резерв, мобилизационные мощности, запасы драгоценных металлов и камней, изготовление денег, ценных бумаг, их защита от подделок, объемы добычи/производства важных ресурсов, засекреченные научные исследования и разработки, закупки товаров/работ/услуг военного назначения);
- внешняя политика (указания делегациям и дипломатам, сотрудничество с иностранными партнерами в обороне и научно-технической сфере, импорт/экспорт стратегически важного сырья и продукции, военной и специальной техники);
- охрана правопорядка (личный состав разведки, контрразведки, органов оперативного розыска, информация о негласных агентах, порядок охраны административных зданий и других государственных объектов, правительственная связь, шифры, криптография).
Носителями такой информации выступают материальные объекты в виде знаков, символов, текстов, сигналов, образов, процессов, технических решений, вещей.
Не могут быть признаны тайными данные, способные ограничить объем конституционных прав и свобод граждан, нанести вред безопасности и здоровью населения, в том числе:
- о влиянии товаров, работ, услуг на жизнь и самочувствие людей;
- об авариях, катастрофах, чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях;
- о состоянии окружающей среды, качество продуктов питания и предметов быта;
- об уровне жизни населения, социальном обеспечении, образовании, культуре;
- о здравоохранении и медицинском обслуживании;
- о фактах нарушений прав и свобод человека;
- о незаконных действиях органов власти, местного самоуправления, их должностных лиц и служащих;
- другие сведения, предусмотренные международными соглашениями.
Вопрос о том, являются ли конкретные ведомости государственной тайной, решается в соответствии с заключением эксперта.
Объективная сторона – это противозаконные деяния, совершенные в определенном месте в определенное время. Шпионаж может осуществляться путем активных действий, таких как:
- Сбор с целью передачи (поиск, расспросы, прослушивание, видеонаблюдение, копирование, похищение информации/документов/предметов);
- Передача государственной тайны Украины другому государству, иностранной организации, либо их представителям – устное или письменное сообщение секретных данных (в том числе в электронной форме), отправка и личное вручение документов, изделий, пересылка вещей в тайниках.
Если способ завладения защищенными ведомостями был противозаконным, преступление квалифицируется по совокупности (шпионаж + кража, вымогательство, мошенничество, злоупотребление служебным положением).
Под передачей тайных сведений другому государству подразумевается их направление официальному органу, зарегистрированной организации зарубежной страны, представителям таковых.
Преступление завершено с момента, когда злоумышленник получил доступ к тайне либо ее части (осмотрел, скопировал, сфотографировал, записал аудио или видео, взял образец, украл). Не доведенные до конца попытки это сделать квалифицируются как подготовка или покушение на шпионаж.
Субъект – иностранец, лицо без гражданства, вменяемое и старше 16 лет.
В случае официально признанного вооруженного конфликта статья о шпионаже не распространяется на военнослужащих лазутчиков противника, одетых в форму своей армии, или проживающих на оккупированной территории, и не использующих обманные методы (ст.46 Протокола I к Женевским конвенциям от 8.06.1977г.).
Уголовная ответственность за шпионаж в Украине
Санкции за сбор с целью последующей передачи, а также за непосредственно передачу государственной тайны другому государству, иностранной организации либо их представителям составляют:
1) для иностранцев и лиц без гражданства (ст.114 УК)
- от 10 до 15 лет тюремного заключения с конфискацией имущества или без таковой;
2) для украинских граждан (ст.111 УК)
- от 12 до 15 лет тюремного заключения с конфискацией имущества или без таковой.
В соответствии с ч.5 ст.49 УК, срок давности в отношении преступлений против основ национальной безопасности (включая шпионскую деятельность) не предусмотрен.
Поскольку разведка в пользу другой страны считается особо тяжким преступлением против национальных интересов, иностранцы подлежат уголовной ответственности за шпионаж в Украине, даже если они не проживают постоянно на ее территории (ч.1 ст.8 УК). При наличии соответствующих международных соглашений, осужденные могут быть переданы для отбывания наказания в тех государствах, гражданами которых они являются (ст.28 Закона «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства»).
Адвокат по статье 114 УК Украины (Шпионаж)
Учитывая положения ч.2 ст.111 и 114, избежать ответственности за сбор и передачу государственных тайн могут лица, которые:
- самостоятельно прекратили шпионскую деятельность;
- добровольно и своевременно, то есть до фактической отправки секретных данных, сообщили о задании в компетентные органы (СБУ, прокуратура, за границей – дипломатические представительства, консульства Украины);
- если за счет принятых мер удалось не допустить причинения вреда интересам Украины.
Иностранцы, лица без гражданства, которые были задержаны, подозреваемые, обвиняемые в шпионаже пользуются теми же процессуальными правами, что и украинские граждане. Кроме того, следователь, прокурор, администрация изолятора, следственный судья или суд должны:
- пригласить переводчика;
- предоставить информацию о сути подозрений/обвинений, причине задержания;
- разъяснить права и обязанности, в том числе право не свидетельствовать против себя;
- разрешить давать показания, делать заявления, подавать ходатайства на родном языке;
- в случае содержания под стражей – обеспечить возможность встречи с представителем дипломатического представительства или консульства соответствующей страны;
- создать условия для проведения конфиденциальных переговоров с адвокатом;
- не препятствовать присутствию защитника во время допросов.
Участие адвоката по 114 статье УК Украины в производстве является обязательным (ч.1 ст.52 УПК).