
Ответственность за нарушение нормативно-правовых актов, норм и правил, касающихся безопасности дорожного движения
Если вам нужны услуги адвоката по 288 статье УК Украины, нажмите выбранный вариант месенжера или воспользуйтесь номером телефона указанного на сайте. Опыт в юриспруденции с 2004 года.
Безопасность дорожного движения в Украине является одной из самых важных сфер, в которой требуется значительное государственное регулирование. Причиной этому стало постоянно растущее количество аварий, нарушений ПДР, которые приводят к человеческим жертвам, причем возможное наказание никого не пугает. Одним из видов правонарушений в данной отрасли является нарушение предусмотренных нормативно-правовых актов (далее – НПА), правил и норм, которые касаются безопасности дорожного движения (далее – БДД).
Содержание |
Административная ответственность за нарушение НПА в сфере БДД
В КоАП законодателем предусмотрена статья 128-1, в соответствии с которой виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности и получить админвзыскание в виде штрафа в размере 100 НМДГ, то есть 1700 гривен. Данное наказание можно получить за невыполнение или нарушение стандартов, норм и правил, которые касаются обеспечения БДД, на любых форм собственности фирмах во время ремонта, изготовления ТС (транспортных средств) и деталей к ним, а также установки на них другого дополнительного оборудования, которое не предусмотрено самой конструкцией ТС. Сюда также относят привлечение за нарушение данных норм во время содержания, ремонта, реконструкции и строительства дорожных сооружений, железнодорожных переездов, улиц и автомобильных дорог.
Более высокий административный штраф в размере 2550 грн. можно получить за совершение действий, предусмотренных ч.1 ст.128-1 КоАП, если они повлекли повреждение следующего имущества:
- дорожных сооружений;
- железнодорожных переездов;
- автомобильных дорог или улиц;
- грузов;
- транспортных средств.
Уголовный вид ответственности по ст.288 УК
Единственным отличием между ответственностью административного и уголовного характера являются наступившие последствия, то есть действия остаются аналогичными, но последствия наступают более серьезные, то есть для уголовной ответственности достаточно наступления последствий в виде смерти человека, тяжких или средней тяжести телесных повреждений. Если такие последствия наступили по причине нарушения НПА, правил и норм, касающихся БДД, которые были совершены лицом, ответственным за содержание, ремонт, реконструкцию или строительство вышеуказанных дорожных сооружений, или лицом, которое исполняет такие работы, виновное лицо может получить следующее наказание:
- до 5-ти лет тюрьмы (ограничение или лишение личной свободы);
- до 2-х лет работ исправительного характера;
- денежный штраф в эквиваленте от 2-х до 3-х тысяч НМДГ.
В Правилах дорожного движения, а также в Законе Украины «О дорожном движении» закреплено понятие средств технического регулирования БДД, линий освещения и связи, а также различных дорожных сооружений (тоннелей, эстакад, путепроводов, мостов), в том числе железнодорожного переезда, улицы и автомобильного пути. Естественно, что данные Законы не являются единственными, которые регулируют отношения в данной отрасли. Существует множество подзаконных НПА, которые систематически принимаются профильными министерствами, ведомства и другими органами, регулирующих узко профильные сферы деятельности. Этим и объясняется, что диспозиция рассматриваемой статьи бланкетная, ведь в случае привлечения преступника к уголовной ответственности, обвинение следует расписывать со ссылками на нормы, которые могут быть закреплены в положениях или инструкциях.
Нарушение стандартов, норм или правил, касающихся обеспечения БДД во время реконструкции или строительства путевых сооружений или путей может быть совершено во время несоблюдения закрепленных требований проектов. Сюда можно отнести не соблюдение правил относительно:
- отсутствия противоаварийных съездов (особенно это касается горной местности);
- кривых проезжей части в плане;
- нормативов дорожного профиля;
- конструкции дорожной одежды;
- устойчивости дорожного покрытия.
Нарушение закрепленных требований БДД возможно во время выполнения работ, касающихся ремонта или реконструкции улиц, дорог и ж/д переездов, не ограничение или не закрытие движения в таких местах. Во время ремонта дорог и улиц к нарушениям можно отнести:
- попадание ТС в люки, разрытые участки;
- столкновения ТС с механизмами и дорожными машинами или наезды на них;
- непринятие предусмотренных мер по определению или ограждению участков ремонтных работ, оставленного технологического оборудования, строительных изделий, материалов или машин (особенно это касается темного времени суток, метелей, тумана или дождя, когда имеют место условия недостаточной видимости), что может создать возникновение аварийных ситуаций, а также повлечь наезды на работников, которые выполняют дорожные работы.
Что касается нарушений требований относительно содержания дорог, то они могут проявляться в наличии наплывов, просадок или выбоин, которые не могут превышать нормы предельных размеров и обязательно устраняться в предусмотренные нормативами сроки.
Естественно, что основополагающим признаком данного вида правонарушения является наличие причинной связи между последствиями и совершенными деяниями, что может быть установлено исключительно путем проведения экспертных исследований. Во время расследования данной категории дел, уполномоченное лицо, которое осуществляет досудебное расследование, обязано назначить соответствующую экспертизу и предоставить эксперту собранные по делу доказательства. К ним могут относиться осмотры места происшествия, допросы основных свидетелей, положения и должностные инструкции лиц, которые могут быть причастны к возникшему происшествию. За результатами заключений эксперта, может быть предъявлено подозрение с последующим направлением обвинительного акта в суд для дальнейшего рассмотрения.
Что делать, если предъявили обвинение за нарушение НПА, норм и правил, касающихся БДД
Так как субъектом рассматриваемого преступления может быть только специально уполномоченное лицо, которое ответственно за выполнение или выполняет предусмотренные работы, в данной категории дел доказыванию подлежит прямая причинная связь. Как выше уже упоминалось, это может быть доказано исключительно экспертизой, которую должно проводить только государственное экспертное учреждение. Если следователь вместе с прокурором пришли к заключению, что по дело собрано достаточно доказательств для предъявления обвинения и Вас было вызвано в правоохранительный орган для вручения подозрения, лучше подписать соглашение с адвокатом для защиты своих интересов. В юридической компании «Турий и Партнеры» работают исключительно самые высококвалифицированные юристы, которые смогут «разбить» даже самое грамотное обвинение путем признания в суде недопустимости собранных доказательств, а также предоставления судье своих доказательств защиты.