
Ответственность за издание нормативно-правовых актов, уменьшающих поступления бюджета или увеличивают расходы бюджета вопреки закону
Если вам нужны услуги адвоката по 211 статье УК Украины, нажмите выбранный вариант месенжера или воспользуйтесь номером телефона указанного на сайте. Опыт в юриспруденции с 2004 года.
Государственная бюджетная система построена на 2-х основополагающих принципах непредвзятого и справедливого распределения общественных богатств между территориальными общинами и гражданами. Именно об этом говорится в 95-й статье Главного Закона Украины (Конституции).
Стоит отметить, что социальная значимость надлежащего функционирования бюджетно-финансовой сферы обозначена также и тем, что легитимный процесс контроля за использованием, распределения и формирования бюджетных средств (далее по тексту – БС) является гарантией надлежащей реализации государством всех своих установленных функций.
В то же время основополагающей базой эффективного функционирования бюджетной сферы считают деятельность, связанную с утверждением, рассмотрением, а также составлением бюджетов (в т.ч. и их исполнением вместе с рассмотрением отчетов об их исполнении соответствующими служебными лицами). Правовым подспорьем данной деятельности является издание соответствующих нормативно-правовых актов (далее по тексту – НПА), которые маршрутизируют финансовые ресурсы в соответствии с Законом.
Именно подобная сфера общественных отношений и нуждается в особенном уровне охраны, в частности уголовно-правовыми средствами. Особенно если речь идет об издании НПА, которые уменьшают поступления бюджета либо же увеличивают его расходы вопреки действующим законам. За данное правонарушение наступает исключительно уголовная ответственность, санкции которой закреплены в 211-й статье действующего УКУ (Уголовного кодекса Украины).
Содержание |
Уголовная ответственность по статье 211 УК Украины
Совершая данный вид правонарушения путем издания должностными лицами НПА, которые уменьшают бюджетные поступления, либо наоборот – увеличивают их расходы вопреки действующим законам (в случае, когда к предмету подобных деяний относят БС в крупных размерах), виновное лицо может:
- лишиться свободы сроком до 4-х год (дополнительно суд может лишить данное лицо права заниматься определенным видом деятельности либо обнимать конкретную должность сроком до 3-х год);
- получить ограничение свободы общим сроком до 5-ти год;
- быть оштрафовано в размере 1-4-х тыс. НМДГ;
- приговорено к исправительным работам максимальным сроком до 2-х лет.
Вышеуказанные санкции для злоумышленников прописаны в части 1-й 211-й статьи действующего УКУ.
В случае, когда приведенные выше деяния совершаются лицами повторно либо же их предметом выступают БС в особо крупных размерах, для них избирается наказание в виде лишения свободы максимальным сроком до 6-ти год (параллельно лицо лишают права заниматься определенными видами деятельности либо же занимать конкретные должности общим сроком до 3-х год).
Подытожив вышеизложенное, стоит отметить, что действия, за совершение которых может наступить уголовная ответственность по 211-й статье УК Украины – это издание НПА. Важно подчеркнуть, что такими актами в данном случае являются только официальные документы, принятые непосредственно уполномоченными на это субъектами нормотворчества в соответствии с формой и порядком, четко установленными на законодательном уровне и которые устанавливают правовые нормы для неограниченного круга лиц, а также рассчитанные на неоднократное применение.
Другими словами акты, имеющие персональный характер и рассчитанные на единовременное применение, нельзя относить к нормативно-правовым. Поэтому, исходя из положений 211-й статьи настоящего УКУ, можно сказать, что подобные акты не будут являться предметом преступления.
Состав и квалифицирующие признаки уголовного правонарушения по 211-й статье УК Украины
Говоря об объекте уголовного правонарушения по статье 211 УКУ, то он идентичный тому, который предусмотрен 210-й статьей украинского Уголовного кодекса.
В то время как объективная сторона может допускать совершение противоправных деяний исключительно путем действий в форме издания (незаконными методами) распорядительных либо нормативно-правовых актов, меняющих расходы и доходы имеющихся бюджетов. Определение объемов, структуры таких расходов и доходов государственного и местных бюджетов является прерогативой исключительно ОМС, а также ВРУ (Верховной Рады Украины).
Важно уточнить, что под подобными изданиями распорядительных актов либо НПА имеется ввиду как единоличное подписание, принятие и составление таких документов служебными лицами, так и утверждение ими актов, утвержденных определенными органами коллегиально.
Завершенным данное УП считается с того момента, когда соответствующее должностное лицо издает такой нормативно-правовой акт. Важно! На определение окончания уголовного правонарушения не будет влиять факт вступления/невступления данного акта в законную силу.
При этом если издание подобных распорядительных актов либо НПА, которые противоправно меняют бюджетные расходы или доходы, сочетаются с фактическим применением БС вопреки их целевым предназначениям или же в объемах, превышающих утвержденные границы расходов либо с несоблюдением требований относительно пропорциональных сокращений финансирований таких расходов, квалифицировать противоправные действия следует уже в совокупности с 210-й статьей УКУ.
Изданием же НПА является подписанием должностными лицами (наделенными спец.полномочиями) актов, которые включают в себя предписания, требующие обязательного выполнения многочисленным кругом управленческих объектов (т.е. юридических и физических лиц). Также под ним следует понимать утверждение (с помощью конкретных приказов) служебными лицами актов, одобренных/принятых на коллегиальных совещаниях определенными органами (к примеру, министерствами).
Затрагивая субъект данного УП, важно подчеркнуть, что он специальный. Другими словами – это лица, находящиеся при должности (служебные лица), включая:
- тех, которые работают в органах ИВ (исполнительной власти), которые наделены правом своими приказами утверждать/издавать определенные НПА;
- любых служебных лиц-распорядителей БС, выдающих распорядительные акты.
Субъективная же сторона (СС) выражена только прямым умыслом.
Что касается квалифицирующих признаков УП, совершенного по 211-й статье УК Украины, то это повторность подобных деяний, а также его размер (крупный либо особо крупный).
Что делать если обвиняют в издании нормативно-правовых актов, уменьшающих бюджетные поступления либо увеличивающих вопреки закону расходы бюджета?
Если Вас пытаются признать виновным по 211-й статье действующего УКУ, не стоит паниковать. Следует помнить, что залогом благоприятного исхода дела является помощь грамотного адвоката. Важно понимать, что бюджетная сфера и всё, что с ней связано, является достаточно сложной правовой нишей в судебном доказывании. Поэтому обвинение – ещё не значит наказание.
Практикующие адвокаты юридической компании «Турий и Партнёры» не раз сталкивались с ведением подобной категории дел. Их богатый опыт поможет легко отстоять в правовой плоскости позицию невиновности своих клиентов. Также с адвокатской помощью будет собрана вся необходимая доказательная база, которая может сыграть решающую роль в судебном процессе.