
Ответственность за незаконную приватизацию государственного, коммунального имущества
Если вам нужны услуги адвоката по 233 статье УК Украины, нажмите выбранный вариант месенжера или воспользуйтесь номером телефона указанного на сайте. Опыт в юриспруденции с 2004 года.
Уголовные правонарушения в области хозяйственной деятельности являются сложными преступлениями в части доказывания, но само их наличие в Уголовном кодексе – это сдерживающий фактор для многих злоумышленников, которые пытаются обогатиться на незаконных операциях в данной сфере. В случае незаконной приватизации государственного или коммунального имущества, виновное лицо может быть привлечено по ст.233-ей УК.
Содержание |
Уголовная ответственность по ст.233 УК
Уголовное наказание в виде денежного штрафа в размере от 5-ти до 10-ти тысяч НМДГ преступник может получить за осуществление приватизации коммунального или государственного имущества с помощью занижения его стоимости путем определения её способом, который не предусмотрен действующим законодательством. Кроме того, в диспозицию данной статьи входят действия по использованию поддельных документов по приватизации, а также приватизация неуполномоченным лицом или какого-либо имущества, не подлежащего приватизации по закону.
В случае совершения действий, закрепленных в первой части рассматриваемой статьи, если они привели к противоправной приватизации имущества коммунальной или государственной собственности в крупных размерах или по предварительному сговору группой лиц, преступник может получить конфискацию всего имущества (или без) с наложением большого денежного штрафа – от 425-ти до 595-ти тысяч гривен.
Как можно догадаться после ознакомления с диспозицией рассматриваемой статьи, предметом данного правонарушения могут быть:
- поддельные документы приватизационного характера,
- коммунальное имущество,
- государственное имущество.
Под понятие приватизационных документов подпадают документы, которые используются во время приватизации вышеуказанного имущества, а также документы, на основании которых осуществляется переход права собственности на такое имущество. К ним относят:
- документы, которые в соответствии с законодательством подаются в приватизационный орган вместе с заявлением (Декларация о доходах (только для физлиц), технико-экономическое обоснование или бизнес-план послеприватизационного развития объекта, в т.ч. предложение инвестора по поводу размера инвестиций, порядка и сроков их внесения, план занятости работников фирмы),
- заверенные у нотариуса копии учредительных документов компании, справка от покупателя относительно размера и наличия государственной доли в уставном фонде,
- документы, составляющиеся во время оценки стоимости приобретаемого имущества (передаточный баланс фирмы, акт приемки-передачи работ относительно экспертной оценки имущества, инвентаризационные акты по имуществу, экспертное заключение по стоимости имущества, которое оценивается),
- документы, с помощью которых осуществляется оформление перехода права собственности на какое-либо приватизационное имущество, в том числе, договор купли-продажи,
- бумаги приватизационного характера,
- любые иные документы, подающиеся покупателями или которые составляются во время процедуры приватизации имущества в зависимости от способа или объекта приватизации.
Что касается государственного имущества, то под это понятие подпадают объекты госсобственности, которые подлежат приватизации, в том числе:
- акции (паи, доли), которые принадлежат государству в каком-либо имуществе хозяйственных объединений и других обществ,
- законсервированные объекты и объекты неоконченного строительства,
- имущество участков, производств, цехов, предприятий, являющееся целостными имущественными комплексами (только если в случае выделения их в отдельные самостоятельные компании не будет нарушаться технологическое единство производства в отношении главной специализации фирмы).
Если говорить о коммунальном имуществе, то в это понятие входит имущество, принадлежащее территориальной общине города, поселка или села (нескольких сел), которым они могут распоряжаться, использовать и владеть на свое усмотрение, причем как непосредственно, так и через специально созданные органы МСУ (местное самоуправление).
Со своей объективной стороны данное правонарушение проявляется в совершении какого-либо деяния, которые указаны в её диспозиции. Основной состав является формальным, то есть после совершения определенного деяния, он будет считаться оконченным, наступившие последствия на его квалификацию не влияют (только по части первой или второй).
Приватизация имущества (будь оно коммунальное или государственное) – это отчуждение имущества, пребывающего в собственности государства или общины, в пользу юридических или физических лиц, которые в соответствии с законодательством имеют право быть его покупателями. Но они должны преследовать цель привлечь денежные средства для структурной перестройки украинской экономики и повышения эффективности производства с социально-экономической точки зрения.
В законодательстве закреплено, что приватизацию госимущества можно осуществлять такими способами:
- выкуп имущества госкомпании на основании альтернативного плана приватизации,
- продажа на основании конкурса целостного имущественного комплекса госкомпании, которая приватизируется,
- на фондовой бирже,
- продажа каких-либо акций (паев, долей), которые по праву принадлежат государству в хозобществах,
- продажа приватизационных объектов по конкурсу или на аукционе.
Это может осуществляться и любыми другими способами, которые закреплены в законодательстве, и которые могут обеспечить конкуренцию и общедоступность для покупателей.
Под приватизацией имущества с помощью занижения его цены через способ, не предусмотренный законодательством, нужно понимать отчуждение в пользу покупателей имущества (исключительно коммунального или государственного), стоимость которого во время его оценки занижена. Такие действия осуществляются путем применения способов определения стоимости конкретного приватизационного объекта, который не предусмотрен Законом.
Оценка имущественных прав (имущества) – это процесс установления его цены на момент проведения процедуры оценки, который проводится уполномоченным субъектом оценочной деятельности.
Что делать, если Вам предъявили обвинение по ст.233-ей УК
Процесс досудебного расследования уголовных нарушений, касающихся противоправной приватизации коммунального или государственного имущества является достаточно громоздким. Оно сводится к привлечению уполномоченных специалистов, которые смогут расписать возможные законодательные нарушения во время проведения процедуры приватизации, после чего необходимо провести экспертное исследование. Только заключением эксперта можно установить возможный ущерб, который был нанесен пострадавшей стороне (государству или территориальной общине).
В случае привлечения к ответственности по рассматриваемой статье, важно предоставить своему защитнику максимально объективную и правдивую информацию с целью определения наиболее правильной линии защиты. Уголовные адвокаты юридической компании «Турий и Партнёры» обладают огромным багажом знаний в сфере хозяйственной деятельности, поэтому в случае обращения за помощью к данному адвокатскому объединению, можно быть уверенным не только в своей качественной защите, но и в положительном итоговом судебном решении.