
Ответственность за предоставление ложных сведений в орган ведения Государственного реестра избирателей или иное несанкционированное вмешательство в работу Государственного реестра избирателей
Для того, чтобы воспользоваться услугами адвоката, нажмите выбранный вариант месенжера или воспользуйтесь номером телефона указанного на сайте. Опыт в юриспруденции с 2004 года.
Избирательный процесс представляет собой весьма сложный механизм, который требует слаженной работы. Здесь речь идет не только о праве граждан на голосование, но и работе членов избирательных комиссий по подготовке списка избирателей (включая граждан, которые имеют право принимать участие в референдумах) и порядке ведении Государственного реестра избирателей (далее по тексту – ГРИ).
Учитывая вышесказанное, следует отметить, что основные принципы и порядок сбора и передачи всей информации об избирателях в соответствующие органы, закреплены в ИКУ (Избирательном кодексе Украины), вступившем в силу 01.01.2020г., а также в ЗУ «О Центральной избирательной комиссии» № 1932-4 от 30.06.2004г. (с действующими правками, внесенными после принятия ИКУ). Несоблюдения всех требований по предоставлению правдивых сведений об избирателях в органы Госреестра либо иные противоправные действия, влияющие на непосредственное функционирование ГРИ, чревато для виновных лиц административной либо уголовной ответственностью, предусмотренными действующими Кодексами Украины (КоАП и УК). Важно понимать, что за подобные правонарушения можно схлопотать не только штраф, но и реальный «срок».
Административная ответственность за нарушение порядка ведения Государственного реестра избирателей и порядка передачи информации об избирателях в органы Госреестра избирателей
Нарушая законный порядок ведения ГРИ (включая порядок составления и передачи информационных карточек об избирателях в орган ГРИ), сроки предоставления информации об избирателях в ГРИ (в т.ч. избирательную комиссию), а также перечня украинских граждан, у которых есть право голоса на референдумах, должностным лицам (ответственным за вышеуказанное) грозят штрафные санкции в размере 20-ти-30-ти НМДГ (1-я часть 212-7 КУоАП).
Если должностные лица нарушают законные сроки и порядок подачи избирательных списков (включая тех граждан, которые могут голосовать на референдумах) специальным избирательным комиссиям (далее по тексту – ИК), а также комиссиям, отвечающим за проведение референдумов, тогда им грозит штраф в размере, предусмотренном 2-й частью 212-7 статьи КУоАП (20-50-т НМДГ). Также штрафные санкции в вышеуказанном размере могут накладываться и на должностных лиц, предоставляющих недостоверные избирательные списки (включая списки граждан, участвующих в референдумах).
В случае нарушения законных требованиях, касающихся изготовления новых экземпляров избирательных списков, сформированных для повторного голосования (включительно со всеми уточнениями, внесенными в день голосования в избирательный список), для виновных лиц (членов ИК) предусмотрен штраф в размере, установленном 3-й частью ст. 217-7 КУоАП (10-20 НМДГ).
Уголовная ответственность за передачу ложной информации в органы учета Госреестра избирателей либо другие несанкционированные вмешательства в работу Госреестра избирателей
Когда в органы ведения ГРИ умышленно предоставляется недостоверная информация, касающаяся избирателей, либо в базу данных ГРИ умышленно вносятся недостоверные сведенья или же осуществляются противоправные манипуляции с информацией с базы данных ГРИ (в т.ч. другие противоправные вмешательства в работу базы данных ГРИ), вместо административной, виновное лицо понесет уголовную ответственность. Так, исходя из санкций 1-й части 158-й статьи УК Украины, преступник может «попасть за решетку» на 2-4 года и лишиться права находится на определенных должностях либо заниматься определенным видом деятельности до 5-ти год.
В случае повторного совершения (либо группой лиц по предварительному сговору) членами ИК либо комиссии, занимающейся референдумом, должностными лицами, пользующимися служебным положением, законными представителями кандидата в Президенты Украины, партийными представителями и другими должностными лицами (перечисленными во второй части 158-й статьи УК Украины) действий, указанных в 1-й части действующей статьи УК, виновные понесут наказание в соответствии со 2-й частью 158-й статьи УКУ. Так преступникам грозят уголовные санкции в виде лишения свободы сроком 7-10-ть лет с запретом занятия определенных должностей либо ведения определенной деятельности до 5-ти год.
Состав преступления статьи 158 УК Украины
Разбирая состав уголовного правонарушения, предусмотренного 158 статьей УКУ, в первую очередь необходимо выделить объект преступления (ОП). К нему относят законные принципы и основы выборов (в т.ч. касающиеся порядка и организации голосования, объявления исхода выборов и подсчета избирательных голосов). Предметом посягательств согласно обеих частей 158-й статьи УКУ выступают избирательные бюллетени либо иные избирательные документы.
Состав объективной стороны (ОС) заключается в свершении одного либо же нескольких противоправных действий, включая:
- выдачу членами ИК избирательных бюллетеней любым гражданам с намерениями предоставления им возможности голосования за иное лицо;
- выдачу членами ИК уже заполненных избирательных бюллетеней;
- выдачу членами ИК избирательных бюллетеней любым гражданам с намерением, чтобы они в ходе основного голосования проголосовали больше 1–го раза;
- печать избирательных документов неустановленных образцов;
- незаконную передачу иным лицам незаполненных избирательных бюллетеней;
- печать избирательных документов не предусмотренными законом способами;
- любую другую фальсификацию избирательных документов;
- внесение в избирательные документы умышленно неправдивых сведений;
- внедрение избирательных документов, изготовленными не предусмотренными законом способами;
- применение заведомо поддельных избирательных документов;
- умышленно неправильный подсчет избирательных голосов;
- заведомо сфальсифицированное оглашение результатов действующих выборов;
- заведомо сфальсифицированное установление избирательных итогов.
С субъективной стороны (СС) уголовное правонарушение (по 158-й статье УКУ) квалифицируется прямым умыслом. Относительно субъекта преступления (СП), то зачастую им выступает член ИК либо иное лицо при должности, имеющее непосредственное отношение к избирательному процессу. Правда, совершая противоправную передачу другому лицу незаполненных избирательных бюллетеней (1-я часть действующей статьи УКУ), а также в ходе свершения манипуляций, изложенных во 2-й части 158-й статьи УК Украины, СП может выступать любое лицо (достигшее на момент совершения УП 16-летнего возраста).
Что делать, если обвиняют в передаче ложной информации в органы учета Госреестра избирателей либо других противоправных вмешательствах в работу Госреестра избирателей
Обвинение в передаче ложной информации в органы учета ГРИ либо других противоправных вмешательствах в работу ГРИ – весьма неприятная ситуация. Если это вас коснулось, то первое, что нужно сделать – это не паниковать. Далее, чтобы избежать незаконных действий со стороны правоохранительных органов, вам следует нанять грамотного адвоката. Адвокаты юридической компании «Турий и Партнеры» знают, как действовать в подобных ситуациях и вести дела, касающиеся уголовных правонарушений в избирательной сфере.